.
Страница посвящена изучению дисциплины
«Этика. Эстетика» студентами направлений
«Физическая культура» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Архив
Технологии Blogger.
Объем дисциплины 3 зачетных единицы - 108 часов
Ярлыки
- Внеаудиторное (3)
- Лекционное (12)
- Практика (1)
- Учебный процесс (1)
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПОИСК
Статистика блога
Слово
«этика» обычно вызывает несколько ассоциаций:
•
это нечто, имеющее отношение к поведению людей;
•
это способ оценки человеческих поступков;
•
это регулятор отношений между людьми.
Этика
относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), ибо
объект ее изучения — человек, его поведение и отношения.
Главный
вопрос этики — определение того, что такое хорошее
поведение, что делает поведение правильным или неправильным.
Впервые
термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о
нравственной деятельности и добродетелях.
Происхождение
понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка,
характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в
буквальном значении — учение о нравственности.
Со
временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в
теоретическую дисциплину — философию морали («мораль» и «нравственность» —
синонимы, по латыни mores — «нравы»).
Таким
образом, этика — это гуманитарное учение, предметом которого является мораль
(нравственность),
а
центральной проблемой — соотношение Добра и Зла.
Специфика
этики как теории морали заключается, во-первых,
в
ее предмете.
Предметом
этики выступает мораль', ее генезис,
сущность,
специфика; этика раскрывает место и роль морали
в
жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой
жизнедеятельности, критерии нравственного
прогресса.
Этика
рассматривает структуру нравственного
сознания
общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро
и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность,
счастье, смысл жизни.
Во-вторых,
специфика этики — в методах исследования.
Это
изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического
аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая
реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и
произведений культуры.
Для
этики характерен особый язык и терминология.
В-третьих,
специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает
и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов
те
принципы,
ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе
социальной практики. В этом смысле этика — учение о морали.
В-четвертых,
этика тесно связана с другими гуманитарными
науками:
психологией, этнографией, культурологией и т.д. Особо следует отметить связь
этики и философии.
Этика
базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее
частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие принципы
отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека
с миром и другими людьми.
Основные
задачи этики:
—
описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что
называется нравственной культурой общества;
—
объяснять мораль — анализировать сущность, структуру,
механизмы
функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
—
учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя
самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики
«правильной жизни».
В
структуре этики правомерно выделить следующие блоки:
История
морали и этических учений описывает процесс
развития этических учений, а также генезис и эволюцию
морали
с древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику,
описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).
Теория
морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на
основе ее структурно-функционального анализа; представляет собой учение о
сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и
закономерностях.
Нормативная
этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые
базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие
и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций
долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во
взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику
«правильной жизни».
Прикладная этика
на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей
должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их
жизнедеятельности.
В
прикладную этику в свою очередь входят:
•
экологическая этика и биоэтика;
•
этика гражданственности;
•
этика межличностного общения;
•
ситуативная этика;
•
этика делового общения;
•
профессиональные этики;
•
этикет.
С использованием
материалов:
Широкая Э. А.
«Профессиональная этика и этикет»
Ротать Л.С. Профессиональная этика и
психология делового общения
Ярлыки:
Лекционное