.

Страница посвящена изучению дисциплины «Этика. Эстетика» студентами направлений «Физическая культура» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

Архив

Технологии Blogger.

Объем дисциплины 3 зачетных единицы - 108 часов

ПОИСК

Статистика блога

Слово «этика» обычно вызывает несколько ассоциаций:
• это нечто, имеющее отношение к поведению людей;
• это способ оценки человеческих поступков;
• это регулятор отношений между людьми.
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), ибо объект ее изучения — человек, его поведение и отношения.
Главный вопрос этики — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.
Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.

Происхождение понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и «этикос» — относящийся к нравам; поэтому «этика» в буквальном значении — учение о нравственности.
Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину — философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, по латыни mores — «нравы»).
Таким образом, этика — это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность),
а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла.
Специфика этики как теории морали заключается, во-первых,
в ее предмете.
Предметом этики выступает мораль', ее генезис,
сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали
в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного  прогресса.
Этика рассматривает структуру нравственного
сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.
Во-вторых, специфика этики — в методах исследования.
Это изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений  культуры.
Для этики характерен особый язык и терминология.
В-третьих, специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те
принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. В этом смысле этика — учение о морали.
В-четвертых, этика тесно связана с другими гуманитарными
науками: психологией, этнографией, культурологией и т.д. Особо следует отметить связь этики и философии.
Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.
Основные задачи этики:
— описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;
— объяснять мораль — анализировать сущность, структуру,
механизмы функционирования морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
— учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики «правильной жизни».
В структуре этики правомерно выделить следующие блоки:
История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию
морали с древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).
Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.
Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».
Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности.
В прикладную этику в свою очередь входят:
• экологическая этика и биоэтика;
• этика гражданственности;
• этика межличностного общения;
• ситуативная этика;
• этика делового общения;
• профессиональные этики;
• этикет. 


С использованием материалов:
Широкая Э. А. «Профессиональная этика и этикет»
Ротать Л.С. Профессиональная  этика и  психология  делового  общения