.
Страница посвящена изучению дисциплины
«Этика. Эстетика» студентами направлений
«Физическая культура» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Архив
ВЫСТАВКИ ТОМСКА
Технологии Blogger.
Объем дисциплины 3 зачетных единицы - 108 часов
Ярлыки
- Внеаудиторное (3)
- Лекционное (12)
- Практика (1)
- Учебный процесс (1)
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПОИСК
Статистика блога
Элементы эстетической рефлексии обнаруживаются в культурах Древнего Египта, Вавилона, Шумера и других народов Древнего Востока. Систематическое развитие эстетическая мысль получает только у древних греков.
Первые образцы эстетической доктрины создали пифагорейцы (6 в. до н.э.). Их эстетические взгляды развивались в традиции космологической философии, основанной на тесной взаимосвязи человеческой личности и вселенной. Пифагор вводит понятия космоса как упорядоченного единства. Основное его свойство – гармония. От пифагорейцев идет представление о гармонии как о единстве многообразного, согласии противоположностей.
Пифагор и его последователи создали так называемое учение «о
гармонии сфер», т.е. музыке, создаваемой звездами и планетами. Они также
разрабатывали учение о душе, представляющей собой гармонию, точнее созвучие,
основанное на цифровом соотношении.
![]() |
Пифагор |
Учение софистов, способствовавшее зарождению эстетики,
возникло в 5 в. до н.э. Окончательно сформулированное Сократом и изложенное его
учениками, оно носило антропологический характер. Исходя из убеждения, что
знание добродетельно, он понимает красоту как красоту смысла, сознания, разума.
Важнейшими предпосылками красоты предметов являются их целесообразность и
функциональная оправданность. Ему принадлежит мысль о том, что прекрасное само
по себе отличается от отдельных прекрасных предметов. Сократ впервые отличает прекрасное как идеальное
всеобщее от реально-жизненного его проявления. Он впервые затронул проблему
научной гносеологии в эстетике и сформулировал вопрос: что означает само по
себе понятие «прекрасное». В качестве принципа художественного
творчества Сократ выдвигает подражание (мимесис),
которое мыслится как подражание человеческой жизни.
![]() |
Сократ |
Антропологическая эстетика поставила
перед философией вопросы, ответы на которые мы находим у Платона и Аристотеля.
Развернутое эстетическое учение Платона представлено в таких
его произведениях, как Пир, Федр, Ион, Гиппий Больший, Государство и пр. Важным моментом платоновской эстетики
является постижение прекрасного. Красота в его понимании – это особого вида
духовная сущность, идея. Абсолютная, надчувственная идея прекрасного находится
вне времени, пространства, вне изменений. Поскольку прекрасное – идея (эйдос),
то оно не может быть постигнуто чувством. Прекрасное постигается посредством
ума, интеллектуальной интуиции.
![]() |
Симпосиум |
В Пире Платон говорит о своеобразной лестнице
красоты. С помощью энергии эроса человек восходит от телесной красоты к
духовной, от духовной – к красоте нравов и законов, затем к красоте учения и
наук. Красота, открывающаяся в конце этого путешествия – это абсолютная
красота, которая не может быть выражена обычными словами. Она находится за
пределами бытия и познания. Разворачивая, таким образом, иерархию красоты,
Платон приходит к выводу, что прекрасное – это проявление в человеке
божественного начала.
![]() |
Платон и Аристотель |
Особенность прекрасного у Платона состоит и в том, что
оно вынесено за пределы искусства. Искусство, с его точки зрения, есть
подражание миру чувственных вещей, а не истинному миру идей. Поскольку реальные
вещи сами являются копиями идей, то искусство, подражая чувственному миру,
представляет собой копию копий, тень теней. Платон доказывал слабость и
несовершенство искусства на пути к прекрасному.
Аристотель, несмотря на преемственность
эстетических взглядов, создал собственную, отличную от платонизма эстетическую
теорию. В его трактатах О поэтическом
искусстве (Поэтика), Риторика, Политика, Метафизика представлены тексты, которые определенным
образом связаны с эстетикой. В них он дает определение красоты, универсальными
признаками которой являются величина и порядок. Но прекрасное у Аристотеля не
сводится только к этим признакам. Они прекрасны не сами по себе, но только по
отношению к человеческому восприятию, когда соразмерны человеческому глазу и
слуху. Подразделяя человеческую деятельность на изучение, действие и созидание,
относит искусство к созиданию, основанному на правилах. По сравнению с
Платоном, он значительно расширил учение о подражании (мимесисе), которое
понимает как изображение общего.
Катарсис (греч. kátharsis – очищение). Восходит к
древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.
Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул
учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей, от
наслаждений. Аристотель развивает учение о катарсисе как основе эстетического
переживания. Художественное творчество, по Аристотелю, с помощью подражания
достигает своего назначения в прекрасных формах, которое оно создает. Форма,
созданная творцом, становится предметом удовольствия для восприимчивого
зрителя. Энергия, вложенная в произведение, которое удовлетворяет всем
требованиям подлинного мастерства и прекрасной формы, порождает новую энергию –
эмоциональную активность восприимчивой души. Проблема удовольствия – важная
часть эстетики Аристотеля. Удовольствие в искусстве соответствует разумной идее
и имеет разумные основания. Удовольствие и эмоциональное очищения – это
конечная цель искусства, катарсис.
Калокагатия. Аристотель разрабатывает и характерное
для античности учения о калокагатии (от греч. kalos – прекрасный и agathos –
хороший, нравственно совершенный) – единстве этически «хорошего» и эстетически
«прекрасного». Калокагатия мыслится как нечто целое и самостоятельное. Философ
понимает «хорошее» как внешние жизненные блага (власть, богатство, слава,
почет), а «прекрасное» как внутренние добродетели (справедливость, мужество и
пр.) Поскольку калокагатия у Аристотеля – полное и окончательное слияние
«прекрасного» и «хорошего», то между ними теряется всякое различие.
Калокагатия, по Аристотелю, является внутренним объединением морали и красоты
на основе создания, использования и совершенствования материальных благ.
Энтелехия (от греч. entelecheia – законченный,
завершенный). Энтелехия – это процесс превращения бесформенной материи в нечто
целостное и упорядоченное. Все, что окружает человека, считал философ,
находится в состоянии хаоса. Механизм энтелехии позволяет в процессе
созидательной деятельности трансформировать неупорядоченное «вещество жизни» в
упорядоченное «вещество формы». Искусство осуществляет это процесс посредством
художественной формы, порядка и гармонии, уравновешивания страстей, катарсиса.
Многие идеи, высказанные Аристотелем, нашли свое дальнейшее развитие в
последующих европейских эстетических теориях.
На закате античности новую концепцию прекрасного и искусства
выдвинул Плотин. Его неоплатонизм в
поздеантичной эстетике явился связующим звеном между античностью и
христианством. Собрание сочинений философа получило название Эннеады. Эстетика Плотина в его произведениях не
всегда выражена открыто. Она раскрывается в общей философской концепции
мыслителя. Для Плотина прекрасное содержится в зрительных и слуховых
восприятиях, в сочетании слов, мелодий и ритмов, в поступках, знаниях,
добродетелях человека. Но одни предметы прекрасны сами по себе, а другие только
благодаря своему участию в чем-то ином. Красота не возникает в самой материи, а
есть некая нематериальная сущность, или эйдос (идея). Этот эйдос соединяет
разрозненные части и приводит их к единству, не внешнему и механическому, а
внутреннему. Эйдос является критерием всяких эстетических оценок. Плотин учил,
что человек произошел из первоисточника всего бытия, абсолютного блага,
первоединого. Из этого источника происходит эманация (истечение) беспредельной
энергии первоединого к индивидуальности, которая постепенно слабеет, так как на
своем пути встречает сопротивление темной инертной материи, бесформенного
небытия. Индивидуальный человек представляет собой существо, оторванное от
принадлежащего ему места в первоедином. Поэтому он постоянно испытывает желание
вернуться домой, туда, где энергия сильнее. Этот метафизический путь странника
служит в философии Плотина объяснением морального и эстетического опыта. Любовь
к красоте понимается как метафизическая тоска души по прежнему своему
обиталищу. Она стремится к своей прежней обители – к благу, к богу и к истине.
Таким образом, основная мысль эстетического учения Плотина состоит в том, чтобы
уйти в понимании красоты от чувственных удовольствий к слиянию с непостижимым
первоединым. Красота достигается лишь в результате борьбы духа с чувственной
материей. Его идея о странствовании беспокойной души, покидающей свое
обиталище, и о ее возвращении оказала большое влияние на труды Августина, Фомы
Аквинского, творчество Данте и на всю философско-эстетическую мысль средневековья.
Фрагмент статьи Царьковой Л. «Эстетика». Универсальная научно-популярная
онлайн-энциклопедия Кругосвет.
Ярлыки:
Лекционное
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий